Основные разделы философии «Йога-сутры»

Йога-сутра Практика йоги дает возможность человеку в современных условиях жизни сохранять трезвость ума, не иметь проблем со здоровьем, а также достичь духовного просветления. Вся необходимая информация о философии и методах йоги изложена на страницах «Йога-сутры» Патанджали.

«Йога-сутры»: что это

«Йога-сутры» — это фундаментальная книга, источник классических учений, в которой описывается суть методов йоги. Эти знания формировались практикующими йогами на протяжении многих поколений, которые в итоге были систематизированы Патанджали в труде «Йога-сутры».

Слово «сутры» не случайно присутствует в названии, им в древнеиндийской литературе именовали афоризмы, краткие высказывания. И именно в форме сутр Патанджали кратко изложил основополагающее руководство по йоге, которое сегодня признано во всем мире.

Такую форму Патанджали выбрал неспроста. При дословном переводе слово «сутра» означает «нить», а «йога» — «контроль», «связь». Таким образом, «Йога-сутры» представляет собой знания о контроле ума, которые, как бусины, нанизаны на нить, формирующую единое учение.

Книга «Йога-сутры» состоит из 196 афоризмов, очень лаконично и философски глубоко изрекающих суть учения йоги. Каждая сутра несет свою мудрость и трактуется неоднозначно.

Патанджали

О жизни и практике философа осталось очень мало информации. Он не имел последователей своего учения и поэтому все накопленные знания о йоге изложил в «Йога-сутры».

Основатель йоги

Патанджали, живший в Индии во II в. до н. э., поистине считается основателем йоги, а также философской школы с религиозным направлением «даршаны».

Вся жизнь Патанджали покрыта тайной, и о ней мало что известно, вплоть до того, где, в каком городе жил и практиковал йогу мудрец. О его появлении на свет ходят легенды. Так, по версии одной из них, Патанджали упал просто с неба на руки своей матери в облике змеи.

Его мать, которую звали Гоника, практиковала йогу, но поскольку была одинока и не имела наследников, то никому не могла передать накопленные знания. Сама этимология имени Патанджали подтверждает эту версию — «пат» переводится как «упавший», а «анджали» — «ладони». Патанджали

Основателем йоги мудрец считается как раз благодаря книге «Йога-сутры». И несмотря на то что он не является автором учений, его заслуга состоит в том, что он смог систематизировать и изложить знания, накопленные веками, сумев философски обосновать их.

Философия проповедника

Патанджали на собственном примере проповедовал, что упражнения, применяемые в йоге, имеют благочестивый характер, помогают установить контроль над разумом и достигнуть единения с Богом, то есть обрести нирвану, что является главной целью жизни человека.

Знаете ли вы? В армии США вместо зарядки по утрам используют йогу. А в России ее применяют при подготовке разведчиков, подводников и космонавтов.
Свою философию йоги Патанджали представляет в форме восьми ступеней, на каждой из которых происходит поэтапное познание своего внутреннего мира. Конечная цель восьмиступенчатого пути описана в учении философа как достижение Пуруши — божественного духа.

Основные разделы «Йога-сутры» Патанджали

«Йога-сутры» состоит из 4 разделов, которые именуются как пады, что в переводе означает четверти. Йога-сутры

«Самадхи-пада»

В первом разделе приводится разъяснение сути йоги, а также причины колебаний, которые происходят в человеческом сознании. Раздел «Самадхи-пада» посвящен в основном йогам, достигшим определенной зрелости духовного состояния, и способствует обретению наивысшего сознания.

Патанджали отмечает, что встретить человека с таким уровнем духовного развития можно достаточно редко, поскольку самадхи является последней восьмой ступеней в йоге.

Из всего разнообразия восточных практик, люди часто проявляют интерес к таким направлениям, как Анулома-Вилома, Айенгара, Атма Крия, Мандала, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, акройога, капалабхати.
Самадхи — это достижение абсолютного сознания, где стираются границы между телом, умом и душой, то есть возвращение к первоначальному сознанию — Пуруше.

Таким образом, раскрывая суть самадхи в первом разделе, философ пытался привлечь практиков высокого ранга духовного развития и помочь им постичь целостности сознания. Самадхи-пада

«Садхана-пада»

Целевой аудиторией второго раздела, наоборот, являются люди, которые только ступили на путь духовной эволюции, и в нем описываются конкретные методы, позволяющие достичь Пуруше. В данной части Патанджали вводит термин крийя-йоги и раскрывает его значение.

Слово «крийя» на санскрите означает действие. То есть крийя-йога основана на необходимости постоянно прилагать максимальные усилия для постижения абсолютного состояния.

Крийя-йога состоит из восьми вышеупомянутых ступеней:

  • яма и нияма;
  • асана;
  • пранаяма;
  • пратьяхара;
  • дхарана;
  • дхьяна;
  • самадхи.

Все ступени делятся, в свою очередь, на три уровня. Первые три ступени формируют первый уровень, в основе которого должно быть непрерывное усилие и работа над собой (тапас). Второй уровень состоит из пратьяхары и дхараны. Его достижение осуществляется путем самоизучения (свадхьяе). Ну и две последние ступени, соответственно, формируют третий уровень, который основывается на Ишвара пранидхане, то есть полное отступление на милость Всевышнего.

Все перечисленные уровни являются отражением трёх главных путей человека в индийской философии:

  • карма-марга;
  • джняна-марга;
  • бхакти-марга.
Патанджали здесь же дает понятие «Авидьи», что означает духовную необразованность, и гласит о том, что именно она является первоисточником всех человеческих страданий и духовных болезней.

«Вибхути-пада»

В третьем разделе речь идёт о способностях, которые достаются человеку, прошедшему весь путь садханы. Ему становится доступна информация о прошлом, настоящем и будущем. Такой практик может читать мысли всех живых существ, познает принципы Солнечной системы и наделяется восемью сверхспособностями.

К ним принадлежат следующие: способность становиться больших и маленьких размеров, тяжелым и легким, осуществлять свои желания, получить власть, силой мысли управлять любыми предметами. «Вибхути-пада» Однако, получив эти сверхспособности, садхака ни в коем случае не должен поддаваться искушению и не использовать их в личных целях. Если же он подавит в себе такое искушение, то достигнет состояния кайвальи.

«Кайвалья-пада»

Заключительным разделом «Йога-сутр» является «Кайвалья-пада», в которой Патанджали разделяет состояние самадхи с кайвальей и объясняет разницу между ними. В первом состоянии садхака остается пассивным созерцателем происходящего, а в состоянии кайвальи он ведёт активный образ жизни, но без вовлечения в происходящее вокруг.

Такой практик находится за гранью влияния со стороны природы раджаса, саттвы, тамаса. В данной главе философ перечисляет также и другие способы достижения кайвальи.

Важно! Патанджали акцентирует внимание на том, что только самадхи и тапас позволяют правильно развить духовную зрелость.
В состоянии кайвальи мысли, речь и деяния объединяются, формируя полные знания садхака. В этой точке духовного развития йог становится абсолютно свободным. Йога-сутра

Синхронные переводы «Йога-сутры» Патанджали

Существует множество синхронных переводов «Йога-сутры», в которых сохранена оригинальность сутр, написанных Патанджали, и для удобства чтения приведена траскрипция. В данной статье мы предлагаем список из 11 переводов на русский язык:

  1. Свами Сатьянанда Сарасвати (пер. с английского Нирмала Драсты).
  2. Вивекананда новый перевод (пер. с английского).
  3. Гандханадха (пер. с английского).
  4. Десикачара (и по совместительству Кришнамачарьи) (пер. с английского).
  5. Вивекананда старый перевод (пер. с английского).
  6. Загуменнов (пер. с санскрита).
  7. Островская и Рудой (пер. с санскрита).
  8. Бейли (пер. с английского).
  9. Ригина (пер. с английского).
  10. Свенсон (пер. с английского).
  11. Фальков (пер. с санскрита).
Важно! Каждый перевод имеет субъективный отпечаток переводчика.

Несмотря

Знаете ли вы? Практикующие йоги утверждают, что большинство болезней являются следствием неправильного дыхания, а техника пранаяма (правильное дыхание) помогает справиться с любыми проблемами со здоровьем.
на то что «Йога-сутры» Патанджали была написана еще до нашей эры, она и по сегодняшний день является главным руководством для людей, практикующих йогу.




Комментарии