На пути к вершине божественного состояния, или Как достичь самадхи
Цели медитации для каждого человека, который занимается ей, могут быть разные. Одним нравится состояние спокойствия, отрешенности от окружающего, соединение с микрокосмом. Другие таким образом попросту расслабляются, например, после тяжелого дня. Кто-то через медитации стремится развивать свои скрытые таланты — ясновидение, телепатию и прочие экстрасенсорные способности.
Одним из видов медитации является самадхи, которое в буддизме и индуизме означает достижение состояния просветления. Что такое самадхи, для чего это нужно и как его достичь — рассмотрим в этой статье.
Что это и для чего нужно
В переводе с санскрита «самадхи» означает «собранность, целостность, совершенство». Достижение этого состояния является целью йоги. Поклонники йоги считают, что пребывание в самадхи излечивает тело и душу, сполна раскрывает способности человека, как умственные, так и психические. В таком состоянии теряется чувство индивидуальности, стираются грани между внешним и внутренним мирами.
Самадхи — это восьмая, последняя, ступень благородного восьмеричного пути, за которой наступает нирвана. Просветление считается неисчерпаемым источником ясности и чистоты — так называемым состоянием «Сат-Чит-Ананда». Не стоит считать это состояние неким аналогом потери сознания, экстаза или транса. Правильнее понимать самадхи, как достижение такой точки, за которой отсутствует сознание. Просветление приводит сознание на высший уровень, где нет необходимости в ментальной деятельности, и оно освобождается от физического основания.
Кто может достичь?
Достичь просветления может любой человек, вне зависимости от возраста и социального статуса. Достаточно лишь желания и воли довести свои стремления до логического завершения. Самадхи не является предметом, его невозможно приобрести, но в силах каждого йога суметь познать отречение от существующего сознания. Особенностью такого состояния, которое, при всем к нему стремлении, внезапное, является отсутствие каких-либо ограничений для способных его постигнуть.
Просветление постигается лишь при правильной трактовке — стремление к совершенству духа является основным фактором для выхода за пределы традиционного понимания йоги, как прикладного ритуала.
Движение по пути
Благородный восьмеричный путь, также называемый «срединным путем», — одно из основных понятий буддизма. Все его ступени должны пройти страждущие самопознания, чтобы пробудиться и прекратить свои страдания. Истинная природа окружающего познается через победу над злом, жаждой и невежеством — три этих порока управляют непросветленными. Восьмеричный путь состоит из трех делений: мудрости, нравственности и сосредоточения.
Мудрость. Состоит из двух ступеней пути — правильное воззрение и правильные устремления. Эти этапы помогают обрести необходимое понимание и правильное направление своих помыслов.
Нравственность. Три пути в соответствии с принципами нравственности помогают найти нужные основы общения и положения в обществе. Эти пути можно вкратце определить так:
- «Говори правду»;
- «Веди себя правильно»;
- «Живи по канонам».
- торговля людьми (рабство, проституция);
- оборот оружия (производство, продажа, использование);
- мясозаготовки (убийство живых существ);
- производство ядов;
- изготовление и продажа спиртного и наркотиков.
Сосредоточение. Собственно, это слово и является самым точным переводом понятия самадхи, поэтому последние три шага восьмеричного пути проходят путем достижения этого состояния. Три последних ступени для просветления и возможности перехода в нирвану доступны лишь прошедшим предыдущие стадии самоотречения:
- Правильность усилий. Практикующий йогу должен прилагать все свои силы для отречения от любой пагубности — как в мыслях, так и в действиях. При этом освободившаяся энергия прикладывается к помощи себе и окружающим. Такие действия не должны вызывать никаких трудностей, они проходят легко и непринужденно. Правильное усилие не вызывает негативные мысли, а, в случае их возникновения, устраняет их, преобразует в положительные умственные усилия и поддерживает такие состояния.
- Правильность осознанности. Необходимо постоянно следить за своими помыслами, памятью и пониманием действительности. Контроль за состоянием ума и тела поможет поддерживать внимательность и осмотрительность.
- Правильность сосредоточения. Это и есть часть самадхи, когда внимание человека концентрируется на определенном предмете или событии, что позволяет полностью окунуться в медитативное подобие транса. Такое состояние называется «джхана». Чтобы войти в джхану, необходимо преодолеть пять препятствий.
Условия для возникновения
Для наступления состояния самадхи необходимо всего лишь одно условие, состоящее из двух частей. Краткое описание этих составляющих такое: исчезновение отождествления с разумом человеческой сущности и некое затмение (или остановка) разума, пусть и на небольшой отрезок времени. Двойственность природы такого явления делает неважным порядок чередования условий.
В данном случае медитация является не беспредметной и не отвлеченной, а четко ассоциируется с разумом, понимая его активность, отождествляя его с собой. При этом нужно сдерживать себя в мыслительном процессе, не позволять думать, грубо говоря, «отключить мозг».
Методы достижения
Среднестатистический непосвященный человек считает йогу либо видом физкультуры, либо бесполезной тратой времени. Люди попросту не знают, какие духовные основы заложены в этом учении. А ведь через открытие возможностей тела можно прийти и к изучению скрытого потенциала энергетики человека, в чем существенно помогает медитация. Самадхи возможно лишь посредством медитации, а какие методики применить и каких видов просветления при этом достигать, решать лишь тому, кто практикует йогу.
Медленные
Существует два медленных метода достижения просветления, которые используют «ортодоксальные» йоги, считающие себя последователями древних традиций. Путь хатха-йоги (работа с помощью тела) — это принятие поз (асан), за счет которых происходит открытие различных каналов и центров. Длительная и упорная практика приводит к их очищению и пробуждению.
Примерно через год после начала занятий хатха-йогой возможно пробудить дремлющую в каждом человеке мощную энергию, называемую Кундалини. Эта энергия зачастую выводит из самадхи, что является существенным минусом данного медленного метода. Увеличение и последующее снижение Кундалини приносит душевные страдания от расставания со столь вожделенным состоянием просветления.
Вторым медленным методом является раджа-йога (концентрация). Этот путь заключается в медитациях на протяжении многих лет, когда практикующий стремится выработать умение концентрироваться в одном направлении. При достижении цели медитации человек может достигать временного отделения от телесного и информации о нем, входя в состояние самадхи.
Быстрые
Методы медленного достижения не всегда подходят. В современном мире жизнь течет с совершенно другой скоростью, и у многих людей нет времени заниматься концентрацией или медитацией в асане долгие годы. Для них есть и быстрые способы достижения цели — также достаточно канонические.
Быстрыми методами можно достичь просветления при умении оперативного отделения от окружающего. Виды быстрого постижения самадхи могут быть такие:
- забыть предыдущий объект размышлений и сконцентрироваться на паузе перед осмыслением следующего объекта;
- провести незримую черту между предыдущим осмыслением и будущим;
- стараться думать о том, что находится между мыслями;
- ощущать безмыслие перед засыпанием и сразу после пробуждения;
- медитировать на пустоту (на ничто);
- монотонные повторения или бездействие (плавание, бег, ходьба, чтение, письмо);
- просто прекратить думать о себе и об окружающем.
Стадии самадхи
Описание состояния самадхи может отличаться, так как это высшее духовное достижение постигается лишь через собственную индивидуальность, поэтому является исключительным для каждого.
Савитарка
Это состояние связано с объективным ощущением, то есть, присутствуют размышления о каком-то объекте или предмете. Такие размышления соответствуют лишь низшей ступени самадхи. В такой стадии объекты легко ассоциируются и ощущаются как предметы и как нечто имеющее имя. Достижение данной ступени просветления является правильным направлением на пути к конечной цели.
Нивитарка
Объективная привязка к чувству или предмету при нивитарке остается четкой, а вот понятие о нем, а также его название, уже не имеют значения. Это лишь объект, никоим образом не привязанный к чему-то. О нем нет размышлений, он просто есть.
Савикара-праджня
Объект перестает существовать, как некое единое целое. В предыдущих стадиях в целостности не было никаких сомнений, теперь же на первый план выходит понимание того, что объект вообще существует. В савикара-праджня подразумевается, что он состоит из частей, которые его вместе образуют. Это называется танматрой: материальной стороной предметов, которая соответствует их ощущениям — вкус, видимость, осязание, запах, слух.
Нирвикаре
Следующим этапом самопознания является ощущение, что объект существует вне пространства и временных рамок — он сам по себе. То есть, помимо утери понимания целостности объекта, наступает отторжение его материальности.
Асампраджнята Самадхи (Нирвикальпа-самадхи)
Это состояние иначе называется нирвикальпа — это высшее состояние самадхи, при котором проявляется сверхсознание. Предыдущие стадии позволяли погрузиться в блаженство, но они не полностью отсекали привязку между субъективным и объективным. Скорее, они были подготовительными этапами к просветлению. Теперь же все процессы осмысления прекратились, и временные, причинные и пространственные рамки перестали существовать. Считается, что в таком состоянии происходит объединение субъекта и Космического Сознания.
Проявление в современном обществе
В нынешних условиях самадхи не привносит в жизнь практикующего йогу каких-либо глобальных изменений. Все обыденные обязанности никто не сделает вместо вас, поэтому отпечаток на жизненный уклад занятия могут сделать лишь косвенный — возможно, вы будете смотреть несколько иначе на порядок вещей. Что-то, считавшееся ранее достаточно важным, окажется пустым. И, наоборот, то, что до этого не оценивалось должным образом, вдруг наполнится новым смыслом.
Просветленный человек может быть таким же хозяином своего имущества, но теперь он может понимать цель этого владения, развивать в себе сострадательные инстинкты, оказывая помощь не только своим родственникам, но и всем живым существам. Здесь нет предела и постулатов, а есть опыт и советы умудренных. Пробуя идти этим путем, каждый найдет свою тропинку к постижению самадхи.