Происхождение и основные положения джайнизма
Среди дхармических религий джайнизм является самой организованной и влиятельной. В нашей статье мы расскажем, в чем ее суть и основные принципы, а также проследим за развитием джайнизма от зарождения до нашего времени.
Что это за религия
Джайнизм возник в Индии предположительно в VI веке до н. э. Краткое описание религии состоит в отказе от насилия относительно всего живого на земле. Каждое существо для приверженцев этой философии наделено вечной душой, которая ранее могла находиться в человеческом теле. Душа является обладателем бесконечных знаний и силы.
Философия и практика джайнизма — это, в первую очередь, самосовершенствование души для получения всесилия, всеведения и вечного блаженства. Джайны полагают, что соблюдая принцип ненасилия, самообладания и аскетизма, они могут получить освобождение и будут находиться в состоянии божественного сознания и просветления.
Джайнизм не признает систему кастового деления. Такое отрицание означает, что каждый, вне зависимости от сословия и принадлежности к какой-либо касте, способен освободиться от сансары.
Как появилось учение
Основателем этой религии считается кшатрий Джина Махавира (Вардхамана). Он признается основоположником обозначения «джина», который является самым почитаемым званием в джайнизме. Обладатель этого титула — сумевший стать свободным от сансары (реинкарнации в пределах кармы) и достигший дхармы (соблюдение норм и правил для поддержания космического порядка).
О направлениях
В процессе развития этой религиозной философии между ее сторонниками возникали разногласия, что спровоцировало раскол. В результате этого были образованы две основных ветви джайнизма, приверженцами которых стали:
- Дигамбары («облаченные в небо») — им свойственен аскетизм и отсутствие одежды.
- Шветамбары («облаченные в белое») — они надевают одежду исключительно белого цвета.
- терапантха;
- бисапантха;
- таранапантха.
- гуманапантха;
- канджипантха.
- стханакаваси;
- муртипуджака;
- терапантха.
Школа терапантха у дигамбаров отличается от школы с таким же названием у шветамбаров. Дигамбара-терапантхи ходят обнаженными и поклоняются изображениям, шветамбара-теренпантхи возражают против таких правил.
Суть и основные принципы
Главная цель этой философской системы древней Индии — очищение души от негатива, что достигается с помощью принципов под названием «Три драгоценности джайнизма». Они помогают монахам и мирянам достичь идеала и представляют собой:
- совершенная вера — вера в реальное существование;
- совершенное знание — понимание того, что душа и тело различны и мокши (освобождения) достигает именно душа;
- совершенное поведение — действия должны быть свободны от симпатий и антипатий.
Практикуя аскетизм (строгий образ жизни с самоограничением и отказом от земных удовольствий) и придерживаясь этических норм джайнизма, всякая душа может обрести божественность.
Во что верят джайны: основные этические принципы
Джайнизм приписывает как монахам, так и мирянам, придерживаться основных этических принципов, несоблюдение которых сделает невозможным достижение конечной цели. Они названы «Пятью великими обетами». Строгость их выполнения зависит от принадлежности джайна к монахам или мирянам.
Ахимса
Не причинять вред всякому живому, ни в мыслях, ни в действиях. Также этот обет предписывает тщательно следить за своей речью, чтобы не допускать оскорблений других.
Все джайны вегетарианцы, они процеживают воду, которую пьют, чтобы не причинить вред незаметным живым существам.
У монахов есть особая метелка для подметания дороги перед собой, дабы обезопасить живых душ у себя на пути.
Любое живое существо, согласно этому принципу, имеет право на свой индивидуальный взгляд на мир, и джайны обязаны его уважать. Игнорирование этого может нанести косвенный вред другим, что является недопустимым.
Сатья
Воздержание от неправды. Этот принцип предписывает джайнам быть открытыми, благочестивыми и искренними.
Астейя
Джайнизм исключает всякие проявления воровства. Этот обет предписывает приверженцам этого учения направлять свое сознание в сторону духовности и уменьшения земных нужд.
Джайны должны быть удовлетворены исключительно тем, что достигнуто в результате личного честного труда.
Нарушением этого великого обета является:
- присвоение чужих вещей;
- присвоение в личное пользование вещей, которые кто-то забыл или уронил;
- покупка вещей, стоимость которых уменьшена нечестным образом (ворованные, нелегально продаваемые).
Брахмачарья
Запрет на прелюбодействие. Этот обет означает запрет для монахов на любые контакты сексуального характера и самоудовлетворение.
Апариграха
Этот обет предписывает воздержание от стяжательства, его принимают перед тем, как вступить в монашество. Опираясь на этот принцип, следует всецело отречься от собственности и материальных ценностей. Кроме того, следует отказаться от дома и семьи.
Считается, что собственность и привязанности отдаляют джайна от нирваны (состояния блаженства).
Миряне, соблюдающие Апариграху, отрекаются от накопительства, довольствуются малым и устремляют все силы на духовный рост и развитие.
О современных джайнах
В отличие от остальных индийских учений, джайнизм мало распространен на Западе, а в современной Индии он представляет собой небольшую религиозную общину, численностью около 3 миллионов человек.
Но, несмотря на небольшую численность, джайнизм влияет на экономику страны, торговая и ростовщическая деятельность джайнов занимает передовые позиции в этих отраслях.
Джайнизм проповедует суровые принципы самоотречения для ответственного и осознанного достижения истинной свободы. Соблюдая все обеты и предписания, джайны становятся на путь, ведущий к обретению божественного просветления.