Созерцание: одно слово — разные значения
Слово «созерцание» получило множество значений, которые имеют как сходство, так и различие в трактовке. Толкование слова можно найти в словарях, в философских трудах, религиозных текстах, и в каждом объяснении есть свой смысл, свое особое видение.
Что говорят словари
Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре дает следующее определение: «Созерцание — это такое действие, которое при наблюдении предмета заставляет вникать в его суть разумом, что позволяет увидеть глубже его природу. Действие направлено внутрь себя, на изучение и размышление о предмете или явлении».
Трактование понятия в философии
Философы и мыслители в разное время давали свою оценку термину, принимая во внимание интеллект, духовность и практическое отношение к понятию.
Кант
Иммануил Кант, рассуждая о значении слова «созерцать», указывал на противоположность наблюдения теоретического, восприятию на уровне чувств. То есть в его понимании действие основано на интуитивном опыте, а не на умственных заключениях.
Гете
Для Гете созерцательность — это, прежде всего, сосредоточенность на явлении, которое сродни медитации. Все, что мы замечаем, взаимосвязано между собой с природой и мирозданием. Погружение в наблюдение позволяет смотреть сквозь предмет, отыскивая его глубинный смысл, отрицая при этом имеющиеся ярлыки.
Это исключительно собственный опыт познания мира и природы, который в итоге приводит к самопознанию и самосовершенствованию.Гештальтпсихология
Данное течение психологии, основателями которого являются Вертгеймер, Коффка и Келер, объясняют созерцание сознательным и эмоциональным восприятием образа в целом, без разделения на отдельные элементы и изучение его свойств.
Наблюдение собирает в одно целое и форму, и содержание предмета. Сегодня в гештальт-терапии используются упражнения для концентрации внимания, это сродни самосозерцанию в медитативной практике йоги.
Путем ведения внутреннего диалога человек сосредотачивается на одной мысли, воспоминании, предмете, добиваясь полной концентрации внимания, не рассеиваясь на ассоциативные мысли.
Гегель
Немецкий философ Гегель считал умственное созерцание антиподом мышлению разума, но признавал рассудочное мышление как основу наблюдения и познания объекта.
Маркс
Рассмотрим, что значит созерцать, согласно Марксу. С точки зрения Маркса, это способность представлять и удерживать в памяти чувственный образ, однако поскольку реальность (с точки зрения социалиста-коммуниста) вещь общественная, то и представление о предмете воспринимается сквозь призму общественной памяти. Понять это проще на примере: я вижу и слышу то, что видят и слышат другие наблюдающие индивиды, обмениваюсь с ними представлением и размышлением о вещи или событии.
Гуссерль
Гуссерль считал, что созерцание не ограничивается одним лишь опытом, оно основывается на работе сознания и подсознания, то есть на интуитивном понимании явления. Данное понятие воспринимается как данность, не рассуждая. Чувственное восприятие окружающего мира стоит в основе познания. Постижение сущности, не иллюзии — это, прежде всего, работа ума, а не воображения.
Созерцание в религии
Многие мировые религии объясняют те или иные явления и события с точки зрения философского/духовного восприятия.
Православие
В православии созерцание — это особое состояние души, позволяющее осознать свою сущность, как Божьего творения, в котором вера преобладает над чувствами. Это ощущение и понимание божественной благодати вне времени и пространства, духовная сосредоточенность на осмыслении деяний Творца.
Это мысли, которые приводят к добродетели, деятельности, направленной на добро. Нравственная чистота, соблюдение заповедей, чтение молитв и посещение храмов — все это созерцательная сторона веры. Однако размышления должны подтверждаться деяниями.
Известный богослов Владимир Лосский сказал: «Деятельная жизнь — делание — состоит в очищении сердца, и это — деятельность сознательная, так как ею руководит ум, созерцательная способность, которая входит в сердце, соединяется с сердцем, собирая и сосредотачивая в благодати все человеческое существо».
Буддизм
Буддисты отождествляют понятие с духовным знанием, желанием узнать сущность окружающего мира и самого себя в нем. Обычно погружение в наблюдение осуществляется с помощью медитации, при этом практик полностью растворяется в объекте наблюдения, подчиняя себе поток мыслей, контролируя свое сознание.
Это постижение мудрости бытия, не замутненное мирским, сосредоточенность на переосмыслении истины и понимании природы всего сущего.
Созерцающий человек в буддизме может практиковать два вида медитации:
- познание и восприятие материального;
- погружение в духовное, метафизическое.